Оглавление:
- Древние обитатели Витимского плоскогорья.
- О заселении бурятами Восточной Сибири.
- Из истории освоения Баргузинской долины.
- Как попали нерчинские мужики на Селенгу.
- Как заселялся нерчинский край.
- Об открытии Верхнеангарских золотых россыпей.
Древние обитатели Витимского плоскогорья.
Может, тысяча лет прошло, как в тех местах - в Кедровке - баргуты жили. Золото тогда не глубоко в земле лежало, добывать его было не так трудно. Вот они его и добывали, потом в печах плавили и такие украшения делали, что теперь таких мастеров и в помине нету. Когда русские на Витим пришли, они старые ямы начали раскапывать и там золото находили. Откуда бы иначе русские догадались, что по Витиму золото есть, ведь тайга большая, а начали золото мыть именно там. Баргуты, говорят, были первыми людьми, которые по Витиму на плотах начали ездить. Витим - река страшная, местами такие пороги реку перегораживают, что перевалить их на плотах не так-то легко. Подъедешь к ним, а там за ними будто пропасть. Кругом глухая тайга, лиственницы в несколько обхватов, а звери кишмя кишат, зазеваешься - голову потеряешь. Баргутам в той тайге самая подходящая жизнь была. Тут тебе и звери, тут тебе и рыба, тут тебе и золото. Пошто они из той тайги ушли, кто знает?
Записано от бывшего рабочего баргузинских золотых приисков Афанасия Бочкарева, 87 лет, с. Романовка Еравинского аймака БурАССР, 1937 г.
О заселении бурятами Восточной Сибири.
До прихода русских в Сибири жило много разных народов. Но, как раньше рассказывали старики, в памяти остались только такие народы, как чудь и баргуты. Они на этой пашой земле жили давно, потом поизвелись. После них сюда прикочевали тунгусы. Жили они тут сотни лет и других народов на этой земле не знали. Сот семь-восемь лет тому назад к Байкалу начали кочевать буряты. Селились они около богатых рыбой рек, недалеко от тайги, рядом со степями. Почему они бежали с запада, говорят, с Алтая, никто не знает. Видно, князья их там прижимали, а может, что другое было, трудно сказать. Только когда буряты пришли к Ангаре и поселились между ней и Енисеем, понравились им эти места и зажили они здесь в свое приволье.
Услышали за Енисеем, что в этих местах жить привольно, стали оттуда из года в год новые рода приходить. Так оно и тянулось сотнями лет, пока вся земля до самого Байкала вместе с островом Ольхоном не была занята бурятами.
Зажили тут буряты не то, что жили на западе. Богатства оказались несметные, трава здесь для скота росла выше коня, соболи и белки около юрт ходили, рыбу руками можно было ловить. Об этих местах буряты стали сказки складывать и легенды рассказывать. Слух о богатстве края разнесся повсюду. Бурят стало тут так много, что юрты их по всем степям стали расти, как грибы, стада начали смешиваться, табуны коней разных родов перепутывались. Зверей поубавилось в тайге, рыба поразошлась по уловам.
Лет через триста или четыреста, как буряты пришли сюда, жить стало скуднее и тесно. Начали они искать новые земли за Байкалом. Такие земли, еще более богатые для скотоводства, буряты нашли в Баргузине, Тунке и в других местах. Род за родом потянулись они на новые земли. Здесь они встретились с тунгусами. Не понравилось тунгусам, что на их земли пришел чужой народ, но после ссоры с бурятами они помирились и стали жить вместе: буряты в степях, а тунгусы - в тайге.
После того как с запада пришли сюда буряты, начали двигаться в эти же места разные роды бурят из Монголии. Они заняли хоринские степи по среднему течению Селенги, Джиды и Темника. Многие предки нынешних бурят поселились здесь, когда русские уже тут обжились, выросли большие деревни. Было это 200 - 250 лет тому назад. Особенно много бурят пришло в Тунку из Монголии, их помнил и мой дедушка, который служил тогда в карауле на Мондах.
Записано от Е.И. Сороковникова-Магая, село Талая Саганурского сельского совета Тункинского аймака БурАССР, 1938 г.
Из истории освоения Баргузинской долины.
Чего только наш русский мужик не вынес, чего он только не испытал. Сюда пришел мой дед, здесь жил мой отец. Я их помню, сам больше ста лет здесь живу. Если посчитать, сколько мы, Елшины, здесь исходили, сколько гор перевалили, то, наверное, можно было бы за это время земной шар пешком обойти, а из леса, что выкорчевали наши предки, можно было бы вторую Москву построить.
Когда сюда пришел мой дед, здесь сплошная тайга стояла, под пахотными полями были только небольшие круги земли, а теперь, посмотри, кругом такие поля, что глазом не охватишь. Потому земля нам здесь дорога, что она пахнет потом наших предков, полита их кровью и слезами.
Записано со слов столетнего крестьянина-охотника Артемия Елшина, с. Душелан Баргузинского аймака БурАССР, 1936 г.
Как попали нерчинские мужики на Селенгу.
Много тут мужиков в нашу Таракановку на Селенге из Нерчинска пришло. Случилось то после царского манифеста, который мужика до ниточки обобрал.
Невмоготу стало жить около нерчинских заводов и на приисках. Землю поотрезали в государеву казну, мужикам оставили такие поля, что хоть сей на них, хоть не сей, все равно толку не было. Видят они, что дальше жить так нельзя, и подались в разные концы света. Несколько семей из-под Нерчинска и переехало сюда. Было то лет сто назад, но не больше. Тут, в Таракановке тогда домов пять всего было, а как прикочевали мужики тогда, так сразу село наше разрослось, на деревню походить стало. Кабы не нерчинские мужики, так, может быть, наша деревня и посейчас была бы маленькой.
Записано со слов Александра Дарионова, 62-х лет, крестьянина, с. Аракановка Кабанского аймака БурАССР, 1936 г.
Как заселялся нерчинский край.
В наш нерчинский край русские пришли сотни три лет тому назад. Шли сюда, на край белого света, не только казаки, которых царь посылал новые земли завоевать, капитал себе заработать.
Так и шли из России, там земли меньше было, чем здесь, да и притесняли мужиков, а тут приволье, паши, сколько хочешь, сей, жни, мели и ешь. Вот и стали поселяться по Нерче, Шилке, Аргуни, Борзе, Онону и Ингоде те казаки, что из отрядов по старости лет уходили, и те, кто по доброй воле в эти мета пришел.
Народ в то время крепкий был, а известно, русский человек работы не боится, ему только пользу разузнать, так он и день и ночь будет спину гнуть. Год от года хлебопашные земли все росли и росли. Кто за землю держался, тот и сыт был. За землю держаться тогда всем приходилось. Кто поневоле сюда попадал, тоже на землю садился...
Не все места здесь были пригодны для хлебопашества. Много пришлось нашим дедам порыскать по рекам и притокам, чтобы выбрать землю для поселения. Рассказывали раньше, что были случаи, когда место совсем уже обживут, а приходилось из него укочевывать. Бьется мужик год, бьется два, а урожая нет и нет. Кочевали так с места на место до тех пор, пока всю землю, когда народа здесь стало много, по деревням и селениям не расписали.
Записано от крестьянина И.В. Чистякова, с. Радионово Нерчинского района Читинской области, 1938 г. Из фольклорного архива фольклорной секции Иркутского государственного научного музея. Тетрадь
Об открытии Верхнеангарских золотых россыпей.
Еще мой дедушка говорил, как русские тут золото мыли, а потом побросали ямы, и ушли в разные места. Лет триста, а может, больше с тех пор прошло. Потом уже на моих глазах сюда опять русские пришли и взялись бить ямы. Бывали года, лет 80 тому назад, когда русских сюда человек по тысячи приходило. Некоторые помоют месяц, два, уходят, другие оставались тут на зиму и лето.
Были и такие русские, которые обходили всю тайгу, все золото искали. Знаю я одного, его все больше Буслаем звали, он тут каждый кустик, каждый камень обошел. Рассказывали о нем, что он один застолбил больше десяти мест. Потом в тех местах на самом деле золото добывалось.
Записывалось со слов Татьяны Лекаревой, пос. Холодный Северо-Байкальского аймака БурАССР, 1939 г.